*при заявке с сайта – скидка* согласие на обработку персональных данных
Показать меню

Индексы скорости и нагрузки шин: понятия, маркировка, таблицы

17.10.2018
7


Индексы скорости и нагрузки шин: понятия, маркировка, таблицы

Практически все автомобилисты знакомы с понятием «типоразмер шины», но это далеко не единственный параметр, определяющий такие важные технические характеристики автомобильной покрышки, как, например, индекс скорости. Непосредственно с этим показателем связана и другая не менее важная характеристика автомобильной шины – индекс нагрузки.

Что такое индексы нагрузки и скорости шин, как они определяются при испытаниях и можно ли их рассчитать для конкретного автомобиля и индивидуальной манеры вождения? Какова взаимосвязь между этими параметрами и есть ли особенности их определения при расшифровке маркировки шин? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с маркировкой и использованием автомобильных покрышек могут быть полезны начинающим, так и опытным водителям.

И так, определение индексам нагрузки и скорости шин лучше начинать с первого параметра, потому как они тесно взаимосвязаны.

Индекс нагрузки шин


Индекс нагрузки – это максимально допустимая (предельная) нагрузка на шину (измеряется в килограммах) при движении автомобиля с максимально допустимой (предельной) скоростью при заданном давлении в шине. Иначе говоря, он показывает какую нагрузку, выдерживает каждая покрышка на максимальной скорости. При этом не следует забывать, что нагрузка на колесо определяется не только пассажирами и перевозимым грузом, но и весом самого автомобиля.

Иногда можно встретить и другие названия: коэффициент нагрузки или индекс грузоподъёмности шины, но в русскоязычной литературе общепринятой считается именно такая формулировка: индекс нагрузки.

В маркировке шины индекс нагрузки следует сразу за размерностью и обозначается числом от 0 до 279. Для его расшифровки обычно используют специальную таблицу.



Полная таблица индексов нагрузки шин



Индекс нагрузки



Допустимая нагрузка, кг



Индекс нагрузки



Допустимая нагрузка, кг



0



45



140



2500



1



46,2



141



2575



2



47,5



142



2650



3



48,7



143



2725



4



50



144



2800



5



51,5



145



2900



6



53



146



3000



7



54,5



147



3075



8



56



148



3150



9



58



149



3250



10



60



150



3350



11



61,5



151



3450



12



63



152



3550



13



65



153



3650



14



67



154



3750



15



69



155



3875



16



71



156



4000



17



73



157



4125



18



75



158



4250



19



77,5



159



4375



20



80



160



4500



21



82,5



161



4625



22



85



162



4750



23



87,5



163



4875



24



90



164



5000



25



92,5



165



5150



26



95



166



5300



27



97



167



5450



28



100



168



5600



29



103



169



5800



30



106



170



6000



31



109



171



6150



32



112



172



6300



33



115



173



6500



34



118



174



6700



35



121



175



6900



36



125



176



7100



37



128



177



7300



38



132



178



7500



39



136



179



7750



40



140



180



8000



41



145



181



8250



42



150



182



8500



43



155



183



8750



44



160



184



9000



45



165



185



9250



46



170



186



9500



47



175



187



9750



48



180



188



10000



49



185



189



10300



50



190



190



10600



51



195



191



10900



52



200



192



11200



53



206



193



11500



54



212



194



11800



55



218



195



12150



56



224



196



12500



57



230



197



12850



58



236



198



13200



59



243



199



13600



60



250



200



14000



61



257



201



14500



62



265



202



15000



63



272



203



15500



64



280



204



16000



65



290



205



16500



66



300



206



17000



67



307



207



17500



68



315



208



18000



69



325



209



18500



70



335



210



19000



71



345



211



19500



72



355



212



20000



73



365



213



20600



74



375



214



21200



75



387



215



21800



76



400



216



22400



77



412



217



23000



78



425



218



23600



79



437



219



24300



80



450



220



25000



81



462



221



25750



82



475



222



26500



83



487



223



27250



84



500



224



28000



85



515



225



29000



86



530



226



30000



87



545



227



30750



88



560



228



31500



89



580



229



32500



90



600



230



33500



91



615



231



34500



92



630



232



35500



93



650



233



36500



94



670



234



37500



95



690



235



38750



96



710



236



40000



97



730



237



41250



98



750



238



42500



99



775



239



43750



100



800



240



45000



101



825



241



46250



102



850



242



47500



103



875



243



48750



104



900



244



50000



105



925



245



51500



106



950



246



53000



107



975



247



54500



108



1000



248



56000



109



1030



249



58000



110



1060



250



60000



111



1090



251



61500



112



1120



252



63000



113



1150



253



65000



114



1180



254



67000



115



1215



255



69000



116



1250



256



71000



117



1285



257



73000



118



1320



258



75000



119



1360



259



77500



120



1400



260



80000



121



1450



261



82500



122



1500



262



85000



123



1550



263



87500



124



1600



264



90000



125



1650



265



92500



126



1700



266



95000



127



1750



267



97500



128



1800



268



100000



129



1850



269



103000



130



1900



270



106000



131



1950



271



109000



132



2000



272



112000



133



2060



273



115000



134



2120



274



118000



135



2180



275



121000



136



2240



276



125000



137



2300



277



128500



138



2360



278



132000



139



2430



279



136000

Основная масса шин пассажирских автомобилей предназначена для более узкого диапазона нагрузок, поэтому в большинстве случаев эту таблицу обычно несколько сокращают: индекс нагрузки шин для легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников варьируется от 50-62 до 111-126.

Иногда автолюбители считают, что увеличенный индекс нагрузки обеспечивает повышенные прочностные характеристики шины, в частности её боковой поверхности. На самом деле это не так: индекс нагрузки определяется по результатам стандартизованных испытаний и не связан напрямую с прочностными характеристиками боковины покрышки.

Обозначение индекса нагрузки носит международный характер, но в шинах американских производителей после него следует его расшифровка (после пометки «MAXLOAD»). Помимо этого американскими стандартами для пассажирских автомобилей предусмотрен сниженный индекс нагрузки, отмечаемый в маркировке шины буквой P (passenger), которая ставится перед обозначением типоразмера. Сниженный индекс допускает предельные нагрузки ниже (не более 10%) стандартных, поэтому перед использованием таких шин необходимо проверить по технической документации возможность их применения.

Ещё одна особенность шин американских производителей – индексы нагрузки для лёгкой грузовой техники: light truck – лёгкие грузовики и пикапы (коммерческая техника в европейской классификации). Обозначаются такие шины при маркировке индексом LT перед типоразмером, и после цифр первого индекса нагрузки следует через знак дроби второй – меньше первого.

Например, шина Goodyear WRANGLER DURATRAC LT285/70 R17 121/118Q OWL при двух осях и четырёх колёсах имеет индекс нагрузки 121(1450 кг), а при сдвоенных колёсах на задней оси – 118 (1320 кг). Несложный подсчёт показывает, что во втором случае автомобиль, несмотря на меньшее значение допустимой нагрузки на одно колесо, может быть загружен больше, чем в первом.

Европейское обозначение шин для сдвоенного применения отличается только тем, что латинская буква C (Commercial – коммерческая техника) ставится на маркировке шины не перед типоразмером, а сразу после него.

Индекс скорости шин


Определение индекса скорости шины можно дать простое – это максимальная скорость, которую покрышка выдерживает. Другое дело, что понимается под термином «выдерживает». Конечно, прежде всего, это понятные условия применения:

  1. Давление в шине,
  2. Вертикальная нагрузка,
  3. Параметры внешней среды (качество покрытия, погодные условия).

При сопоставимых условиях применения, индекс скорости – это некая гарантия производителя, что при заявленной максимальной скорости шина сохранит свои физико-механические свойства и не разрушится.

Индекс скорости шины при маркировке обозначается одной из букв латинского алфавита, которая следует сразу за индексом нагрузки. Для его расшифровки обычно также пользуются таблицей.



Таблица индексов скорости шин



Индекс скорости



Допустимая скорость, км/ч



Индекс скорости



Допустимая скорость, км/ч



A1



5



K



110



A2



10



L



120



A3



15



M



130



A4



20



N



140



A5



25



P



150



A6



30



Q



160



A7



35



R



170



A8



40



S



180



B



50



T



190



C



60



U



200



D



65



H



210



E



70



V



240



F



80



W



270



G



90



Y



300



J



100



ZR



более 240

Запомнить таблицу легко: буквы располагаются по алфавиту за исключением одной – H (соответствующей индексу скорости 210 км/час).

Иногда (в последнее время достаточно редко) можно встретить резину с отсутствием маркировки по индексу скорости. Как правило, это шины для спортивных автомобилей, разработанные для конкретных моделей (иногда и для индивидуальных машин), которые не ставятся на серийные авто.

Связь между индексами скорости и нагрузки шин

Связь между индексами нагрузки и скорости учитывается производителями: для одного и того же значения максимальной нагрузки выпускаются шины с разными допусками по скорости.

Качественно эта связь понятна: чем выше предельно допустимая скорость, тем большую нагрузку должна выдерживать покрышка, потому что с увеличением скорости резко возрастают динамические нагрузки на шину, например, при попадании колеса в ямку или выбоину. Проще говоря, при неправильно подобранных характеристиках покрышку в такой ситуации может разорвать.

Для индексов скорости в диапазоне от Q до T предельно допустимая нагрузка может быть достигнута при предельно допустимой скорости. А вот для скоростных автомобилей необходим определённый запас.

Если индекс скорости шины V равен 240 км/час, то расчётный индекс нагрузки такой покрышки должен соответствовать максимальной скорости до 210 км/час. А при движении с большей скоростью планируемую нагрузку следует уменьшать ещё больше.

Алгоритм расчёта следующий: увеличение скорости каждые 10 км/час влечёт за собой снижение нагрузки на 3%. Для ещё более скоростных машин (W – 270 км/час) правило ужесточается: снижение нагрузки на 5% каждые 10 км/час от 240 км/час.

При выборе шин с учётом индекса скорости следует принимать во внимание рекомендации производителя, время года и манеру езды водителя. И если нет возможности приобрести резину в соответствии с указаниями производителей, следует выбирать покрышки с более высоким (но не более низким) индексом скорости, чем рекомендуемый.

Испытания шин для определения индексов


За формальными цифрами индексов скорости и нагрузки шин и сухими рекомендациями производителей стоит большой объем инженерных работ проектировщиков и испытателей. Присвоение каждой модели покрышки определённой категории происходит не только (и даже не столько) расчётными методами, но и на основании данных стендовых, полигонных и натурных испытаний резины.

Классический пример в этом отношении – всемирно известная Nokian, где шины проходят вначале цикл стендовых испытаний. Схема испытательного стенда известна давно: испытуемая покрышка вращает массивный барабан, к которому прижимается с определённым усилием. Здесь важны строгое соблюдение режимов испытаний и постоянный мониторинг состояния испытуемого объекта.

Второй этап – полигонные испытания: автомобиль, на котором установлены испытываемые образцы, управляется роботом и двигается по замкнутой траектории. На этом этапе испытатели также имеют возможность постоянно контролировать параметры испытываемых покрышек.

Наконец, третий этап – натурные испытания шин в эксплуатации, как водителями-испытателями самой компании, так и независимыми экспертами (как правило, таксистами). При натурных испытаниях не удаётся постоянно контролировать параметры состояния резины, зато ценность итогового результата выше, чем на предыдущих этапах – это ведь данные фактической эксплуатации.

В той же Nokian, например, очень требовательны к качеству выпускаемой продукции – даже если при стендовых испытаниях покрышка выдерживает длительное время скорость свыше 300 км/час, далеко не факт, что ей будет присвоен индекс скоростной шины и, вполне возможно, всё ограничится индексом T.

Расчет шин по индексам скорости и нагрузки


Казалось бы, рассчитать предельную нагрузку на колесо и по ней подобрать шину с соответствующим данной модели индексом скорости – не самая сложная задача.

Действительно, многие автолюбители полную массу автомобиля (полностью заправленная машина с максимально допустимым количеством пассажиров и максимально разрешённым к перевозке грузом) делят на 4 и получают максимальную нагрузку на колесо.

На самом деле признать такой расчёт верным нельзя по нескольким причинам:

  • Во многих автомобилях распределение нагрузок по осям неравномерное.
  • Кроме того приведенный расчёт можно назвать статическим, в то время как шины подвергаются динамическим нагрузкам существенно превосходящим в пиковые моменты нагрузки статические.
  • Наконец, основные планируемые режимы эксплуатации автомобиля (скоростное шоссе, грунтовая дорога, дорога с плохим покрытием и так далее) также влияют на требования к индексу нагрузки.

Всё это породило многочисленные «экспертные» поправочные коэффициенты.

На самом деле сколько-нибудь обоснованные поправки к статическим расчётам могут дать, как уже отмечалось, только результаты испытаний, проводимых производителем. Потому и обоснованную рекомендацию по индексу нагрузки следует искать у производителей автомобилей и шин.

Что касается индекса скорости, то выбирать его следует с запасом. Если, например, планируются участки движения со скоростью 190 км/час выбирать шины лучше рассчитанные на скорость 210 - 220 км/час.

Еще по этой теме:
Какие амортизаторы лучше: особенности выбора и рейтинг фирм-производителей
22:40, 17 октябрь
Какие амортизаторы лучше: особенности выбора и рейтинг фирм-производителей
Очень популярный вопрос среди автолюбителей – это, какие амортизаторы лучше: газовые или масляные, или газомаслянные? Причем интересует он не только любителей комфортной езды, но и тех, кто относит
Тормозные жидкости для автомобиля: виды, свойства, маркировка
18:25, 17 октябрь
Тормозные жидкости для автомобиля: виды, свойства, маркировка
Тормозная жидкость не относится к разряду главных тем, обсуждаемых в сообществах автолюбителей. Согласно регламента обслуживания автомобиля менять её положено раз в 2 года (реже раз в год). Казалось
Всё про моторные масла для автомобилей
18:25, 17 октябрь
Всё про моторные масла для автомобилей
Надёжная и долговечная работа двигателя автомобиля связана, прежде всего, с тем, какое моторное масло используется при его эксплуатации. Выбор масел огромен и не всегда автовладельцы правильно
Как выбрать летнюю резину для автомобиля
17:00, 17 октябрь
Как выбрать летнюю резину для автомобиля
Летняя резина и связанное с этим определением "переобувание" автомобиля – одна из главных весенних забот практически каждого автомобилиста. И хорошо, если прошлогоднему комплекту летних шин ещё
Комментарии:
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.